Здравствуйте, у нас стоит процесс химического никелирования НСА-10. В ТИ коррекцию рН рекомендуют делать NaOH. Можно ли его заменить на раствор аммиака?

Нет, нельзя. Так как ухудшится качество покрытия. Никель является комплексообразователем , а аммиак легандом. Меняя концентрацию аммония в электролите, Вы меняете состав комплекса никеля, а как следствие и состав покрытия, в сторону уменьшения фосфора в осаждаемом сплаве. А это ведет к ухудшению коррозионной стойкости, увеличению пористости и уменьшению твердости покрытия.

 

При химическом никелировании печатных плат в объеме электролита самопроизвольно восстанавливается никель, в виде порошка, что ухудшает качество покрытия. Как от этого избавиться?

Причины этого явления возможны две. Первая — недостаточно тщательная промывка после активации-сенсибилизации в растворе палладия. В следствии чего коллоидный палладий попадая в электролит провоцирует осаждение никеля.

Вторая — низкое качество применяемого электролита никелирования. В плохо стабилизированных электролитах центрами осаждения никеля является мелкодисперсный оксид кремния с высоким поверхностным потенциалом, что приводит к тому же результату. Вам нужна , как минимум, двухкаскадная промывка перед никелированием. И попробуйте применить другой электролит. Интересные исследования электролитов химического никелирования провел ЦПТА (см статью).

 

Мы покрываем химическим никелем алюминиевые корпуса используя цинкатную обработку. Уже на третью загрузку качество покрытия заметно портится. Оно сереет и даже пачкается. Как этого избежать?

При погружении алюминиевой детали, после цинкатной обработки, в кислый электролит ,цинк с ее поверхности частично растворяется и потом осаждается вместе с никелем, что приводит не только к изменению внешнего вида, но и к серьезному ухудшению свойств покрытия.

Избежать этого можно заменив цинкатную подготовку на цементацию никелем. В ГОСТе приводятся несколько рецептур. Но я рекомендую композицию ЮЛА -50 , у нее качество подготовки поверхности выше и цементацию можно проводить при комнатной температуре в отличии от составов приведенных в ГОСТе.

 

Мы проводим процесс химического никелирования в ванне с футеровкой. Но время от времени никель начинает осаждаться и на футеровку. Скажите, как это возможно, ведь полипропилен является диэлектриком? И как дополнительно защитить ванну?

Увы, никак. Причиной осаждения покрытия является адсорбция на стенки ванны каталитически активных частиц, на них собственно и осаждается никель. А от адсорбции полимер защитить невозможно. Вообще полимеры неподходящий материал для ванн химического никелирования. Гораздо лучше ванны из нержавеющей стали с анодной защитой. Анодная защита, смещая потенциал ванны, исключает осаждение покрытия термодинамически, а хемосорбция диполей воды блокирует процесс адсорбции. Такие ванны надежней и удобней в эксплуатации.

 

В линии иммерсионного золочения печатных плат имеются две ванны химического никелирования из 2 мм стали SS316 с нанесённым покрытием ПВДФ толщиной 0,4-0,6 мм.

Объём ванн по 130 л. Обогрев ванны до 85 С осуществляется горячей водой через водяную рубашку. Охлаждение по окончании работы производится также через рубашку водопроводной водой.

В одной из ванн покрытие частично отслоилось, и было удалено примерно на 1/3 площади поверхности стенок и дна. Восстановить покрытие не представляется возможным. Удалить полностью покрытие не повредив нержавейки затруднительно. Есть предложение установить в ванне анодную защиту, не удаляя полностью покрытие. Если отслоение будет продолжаться, то будем срезать отслоившиеся участки. Во второй ванне тоже имеются пока ещё небольшие участки отслоения, но сплошность плёнки не нарушена.

Прошу Вас ответить на следующие вопросы по Хим. Никелю:

1.      Возможны ли затруднения с анодной защитой, если часть стенок ванны будет закрыта диэлектрической плёнкой (0,5 мм ПВДФ), постепенно отслаивающейся? Может ли в щелях под отслоившейся плёнкой протекать восстановление никеля на нержавейке?

2.      Насколько критична для анодной защиты чистота обработки поверхности? В нашем случае поверхность достаточно гладкая, но не полированная.

3.      Количество, форма и расположение электродов (материал 12Х18Н10Т) анодной защиты для ванны 300х735х710 (ДхШхГ)?

4.      Источник питания (макс. ток/напряжение)?

5.      Рекомендуемые режимы? Стабилизация тока или напряжения?

6.      Должна ли анодная защита быть включена в нерабочее время? Раствор может быть охлаждён. Есть возможность сделать рабочей одну ванну с анодной защитой, а вторую для хранения с диэлектрическим покрытием.

1. Сами по себе фрагменты пленки ПВДХ не будут мешать анодной защите, но рано или поздно никель начнет осаждаться на пленке (это неизбежно, особенно в плохо стабилизированных

электролитах), и тогда, есть риск контакта покрытия с металлической частью ванны, что приведет к выключению анодной защиты. Сказать насколько такой сценарий вероятен невозможно, но исключать его нельзя.

2. Чистота обработки поверхности некритична. Защита происходит на микроуровне и морфология поверхности на нее не влияет.

3. Рекомендую расположить два электрода по диагонали.

4. Постоянное напряжение не менее 0,8В

5. Стабилизация напряжения.

6. При хранении раствора в ванне, анодную защиту отключать не рекомендуется.

 

 Р.S. Чтобы исключить риск покрытия ванны, я бы попытался удалить пленку полностью. Царапины (повреждения?) на ванне анодной защите не помешают.

 

Недавно был в ЦПТА по вопросам травления и обратил внимание на Ваш катод для анодной защиты. Удивила минимальная рабочая площадь – торец 3 мм стержня. Неужели этого достаточно для нормальной работы в ванне с площадью стенок около 0,5 м2?

Блок питания, судя по конструкции (однополупериодный выпрямитель), будет иметь сильные пульсации напряжения. Это тоже подходящий вариант для защиты?

Ток защиты на ванну примерно 1-1,5 мА. Сечения стержня на такой ток хватит с громадным запасом.
 
Двойной электрический слой (ДЭС) обладает определенной емкостью. Это по сути конденсатор , который сглаживает пульсацию. Так, что половины периода достаточно.

 

 

Здравствуйте!

Наше предприятие производит полупроводниковую продукцию. Мы закупаем колпаки для изготовления транзисторов, выполненные из металлического никеля, а также колпаки с покрытием хим.никель.

У нас есть операция маркировки транзисторов маркировочной краской КМ СБС. Дело в том, что перед нанесением маркировки мы обезжириваем детали в холодном трихлорэтилене при перемешивании. Периодически возникают проблемы с нанесением маркировки, бывает,  что краска совсем не ложится на поверхность,  либо вообще стирается (спирто-бензиновой смесью) после высушивания краски (при температуре 150 0С 2,5 часа).  Может, проблема состоит не полностью в обезжиривании поверхности деталей  перед нанесением маркировочной краски, но возможно, в холодном трихлорэтилене не полностью очищается поверхность.Не могли бы Вы подсказать, какой-нибудь другой способ обезжиривания, применимый для никелевых деталей.

   Здравствуйте. Причина, в недостаточном обезжиривании. Мы пользуются эколайзером с кипящим тетрахлорэтиленом. Дает 100% результат.
Но если сложности возникают не каждый раз, возможно проблема с колпачками из металлического никеля, так как на них может быть технологическая смазка на основе силикона, тогда перед фреоном обработайте их в моющем растворе с КР-15.
   И попробуйте Фреон Ф-113, у него растворяющая способность повыше.